В свое время странствующие музыканты наводнили собой весь Юг, перемещаясь от города к городу, от деревни к деревне, выступая прямо на улицах или площадях, на рынках, у магазинов. Они пели и играли старинные баллады, песни менестрелей, рэгтаймы, религиозные гимны, танцевальные мелодии… Часто такие музыканты становились участниками Медицинских шоу (Medicine Shows), когда они своими песнями или рассказами под гитару, банджо или гармонику привлекали местных жителей, чтобы те покупали различные мази, порошки и прочие целительные снадобья, эффективность которых была сомнительной, зато сами шоу превращались в праздник, – оттого и вошли в историю как музыкальное, а не медицинское явление. Этих странствующих музыкантов-одиночек и стали называть сонгстерами. Благодаря им, гитара, банджо, скрипка, флейта и гармоника, а вместе с ними и новые песни добрались до самых отдаленных и глухих мест Миссисипи, Алабамы, Джорджии, Техаса, Луизианы, Теннеси, обеих Каролин, и тамошняя молодежь смогла приобщиться к нехитрому ремеслу бродячих музыкантов. Сонгстеры таким образом подготовили почву и для пришествия блюзов, и для появления блюзменов; и если слух и музыкальный вкус будущих блюзовых сингеров формировались во время воскресной литургии в церкви, то форма подачи песни, гитара, светский репертуар, вольный дух, страсть к перемене мест – все это было заимствовано ими у сонгстеров.
Одни исследователи считают деление на блюзменов и сонгстеров надуманным, полагая, что сонгстеры – тот же тип сельского сингера, только с более обширным репертуаром; другие считают, что необходимо обозначать разницу. Действительно, а как называть сельских сингеров доблюзовой эпохи? А ведь, кроме сонгстеров с их универсальным репертуаром, были еще и сельские госпел-сингеры и гитаристы (guitar-playing gospel singers) вроде Блайнд Вилли Джонсона из Техаса, которого мы иначе как великим не называем, хотя он не исполнял блюзы. Были такие необычные музыканты, как Вашингтон Филлипс, который пел религиозные песни и аккомпанировал себе на диковинном инструменте под названием долценола (dolcenola).
С появлением блюзов сонгстерская традиция не исчезла, она оставалась живой на американском Юге вплоть до наших дней, и едва ли не последним её представителем был харпер «Пег-Лег» Сэм (Arthur “Peg-Leg Sam” Jackson, 1911-1977) из Северной Каролины
В.Ф.Писигин. Пришествие блюза - Москва, 2009
PEG LEG SAM
Joshua
feat.Louisiana Red
[реклама вместо картинки]
Формат: mp3
Качество: 320
Размер: 94 Мб