http://s55.radikal.ru/i150/0910/ff/6bdbedd6bd53.jpg

Исполнитель: Oliver Nelson
Альбом: The Blues and the Abstract Truth
Год: 1961
Стиль: Progressive jazz/Post bop
Формат: mp3
Качество: 320
Размер: 53 Мб

Tracklist
1."Stolen Moments"
2."Hoe-Down"
3."Cascades"
4."Yearnin'"
5."Butch and Butch"
6."Teenie's Blues"
(All tracks composed by Nelson)

Играют:
Oliver Nelson — alto saxophone, tenor saxophone
Eric Dolphy — flute, alto saxophone
George Barrow — baritone saxophone
Freddie Hubbard — trumpet
Bill Evans — piano
Paul Chambers — bass
Roy Haynes — drums

http://www.jazzphotography.us/images/musicians/nelson036,5,31.jpg

Нельсон был одним из очень немногих людей в джазе, о которых можно сказать, что они были композиторами в полном смысле этого слова. В принципе существование композитора в импровизационном искусстве джаза довольно сомнительно. Авторы 12- или 32-тактовых тем для импровизаций, которых именуют в джазе композиторами (даже такие гениальные, как Телониус Монк), конечно, не подпадают под это определение по той простой причине, что создание музыкальной темы в джазе — попросту естественная и составная часть импровизационного процесса. Ведь и в традиционном, и в современном джазе структура джазовой пьесы — это тема с вариациями. Композиция начинается и завершается темой. К тому же тактовая структура темы диктует структуру квадратов импровизации.

В довоенном джазе понятие «джазовый композитор» применялось лишь к творчеству одного человека — Дюка Эллингтона. В послевоенном джазе с усложнением джазовой формы и заметным усилением влияния академической музыки в число композиторов попали Чарли Мингус, Джордж Рассел, Джон Луис, Энтони Брэкстон, Энтони Дэвис, да, пожалуй, еще Карла Блей. В любом случае джазовых композиторов, равных по масштабу дарования великим джазовым импровизаторам, — от Армстронга до Майлса Дэвиса, Паркера и Колтрейна — раз-два и обчёлся. Это редкие птицы в джазовых лесах. И вот Оливер Нельсон из их числа. Он не только автор джазовых произведений большой формы — вроде семичастной сюиты «Афро-американские зарисовки» — но и ряд опусов камерной музыки — духового квинтета, музыки для контральто и струнного квартета и других. К тому же Нельсон, будучи уже опытным и талантливым джазовым саксофонистом, — он одинаково превосходно играл на альт- и тенор-саксофонах — получил научные степени по композиции в двух американских университетах.

Работы Нельсона значительно расширили эстетические границы джаза, углубили его музыкальное содержание, привнесли в искусство джаза новые для него выразительные средства. Однако он не был ни авангардистом, ни сторонником так называемого «третьего течения», стремившегося сплавить джаз с музыкой академической традиции. Его джазовые композиции были всегда тональны, их ритмическая структура регулярна, музыкальные темы мелодичны, а художественный язык восходил к блюзовым корням.

Оливер Эдвард Нельсон родился 4 июня 1932 года в Сент-Луисе в негритянской музыкальной семье. С 6 лет играл на фортепиано, с 11 — на саксофоне. В 1947–48 годах юный Оливер был уже ведущим солистом в биг-бэндах Джетера Пиларса и Джорджа Хадсона. А в 1950–51 годах работал в Нью-Йорке в ансамбле Луиса Джордана. С 1954 по 1958 год изучал композицию в Вашингтонском университете, а затем в университете Линкольна в штате Миссури. После этого Нельсон возвратился в Нью-Йорк, где в конце 50-х играл в биг-бэндах Луиса Белсона и Эдди «Локджо» Дэвиса. В 1961 году его берет в свой оркестр Дюк Эллингтон. Одновременно Нельсон руководит собственными ансамблями разных составов и записывает с ними серию альбомов. Много времени уделяет аранжировкам для биг-бэндов и композициям для своих ансамблей, в которые привлекает, в частности, таких выдающихся музыкантов, как саксофонисты Эрик Долфи и Джонни Ходжес, трубачи Кенни Дорэм и Фредди Хаббард. Именно к этому периоду относятся такие широко известные альбомы Оливера Нельсона, как «Blues and the Abstract Truth» и «More Blues and the Abstract Truth», а также его пластинки с участием Долфи.

С середины 60-х Нельсон значительно сокращает свои выступления и сосредоточивается главным образом на композиторской работе. К этому времени относятся и его произведения академической музыки. Тогда же он собирает и руководит большими джазовами оркестрами, с которыми записывает свои новые композиции; много работает на телевидении и в кино, начинает преподавать в музыкальных школах и консерваториях. В новых работах Оливера Нельсона всё явственнее ощущается влияние современной ему академической музыки — в частности, музыки Бартока и Стравинского — хотя влияние это никак не поколебало фундаментальную джазовую основу музыкального мышления молодого композитора и саксофониста.

В 1967 году Оливер Нельсон перебирается в Лос Анджелес, а в 69-м во главе септета отправляется на гастроли по африканским странам. В 1970-м он записывает очень успешный альбом собственных аранжировок под названием «Black, Brown and Beautiful». Понятно, что название этого альбома — парафраз названия эллингтоновской сюиты «Черное, коричневое и беж». Вообще-то влияния музыки Дюка не мог, по-видимому, избежать ни один серьезный джазовой композитор. И хотя в числе своих джазовых композиторов-фаворитов Нельсон называл лишь Гила Эванса и Джорджа Рассела, в его аранжировках для биг-бэнда заметно ощущается импрессионизм и цветокрасочность, навеянные эстетикой музыки Эллингтона. А в последний период творчества — в первой половине 70-х — наследие Дюка Нельсон уже совмещает с «абстрактной истиной» европейской академической традиции. Как это ни печально, но приходится признать, что Оливер Нельсон еще не занял в истории джаза подобающего ему места. Похоже, он опередил свое время, и сейчас, более чем через четверть века после кончины, время его пришло.

Скончался Оливер Нельсон 28 октября 1975 года на 44-м году жизни в Лос-Анджелесе в расцвете творческих сил, замыслив создание серии сочинений крупной формы. Но и написанного и записанного им вполне достаточно, чтобы причислить замечательного музыканта к лику выдающихся мастеров современного джаза, оказавших решающее влияние на развитие джазового искусства второй половины ХХ века. Не претендуя на новаторство, Оливер Нельсон синтезировал в своей музыке достижения искусства композиции и аранжировки множества джазовых стилей и направлений, подведя художественный итог уходящим в эпоху свинга попыткам органичного соединения композиции и импровизации, - попыткам соединения письменной и устной музыкальных культур афро-американской музыки, получившей странное и до сих пор не разгаданное до конца название «джаз».

Источник